Иван Грозный: Стоглав 1551 г


<...> О монастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри ем-лют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в день страшнаго суда? <...>

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время <...> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <...> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <...> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. <...>

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <...>

<...> В царствующем граде Москве и по всем градом <...> избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <...> и грамоте бы и чести и пета и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писата и пета и чести со всяким духовным наказанием. <...>

Глава 28. О книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писата с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <...> неисправленну книгу купит <...>, потому же возбраняли <...>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творита продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <...>

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, <...> аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <...>

Глава 41.

<...> Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <...>

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворны, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатася поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <...> О том <...> запрещата великим запрещением. <...>

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестидесяти и до семидесят человек, и по сто <...> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <...>

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыта, и каменья не разжигати. <...>

<...> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские <...> — , и в те прелести ве-руючи многих людей от бога отлучают и погибают. <...>

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играта скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бита и песни сотонинские пета на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <...>

<...> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <...>

Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных крестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. <...>

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам...

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <...> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <...> Имена их написати в синодик и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти. <...>

Глава 92. О игрищах еллинского бесования.

Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими игры <...> и песньми сотанинскими <...> и многими виды скаредными. <...>

Глава 98.

<...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <...> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том <...> слобожаном нашим запустети. А преже того твои <...> твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине..., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывали тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.

Sunapse » Курс истории России » Подлинные исторические документы X - XXI веков
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *