Еврейство: краткий курс

Евреи — неприметное полукочевое сообщество, начавшее складываться в середине II тыс. до н. э., — постепенно превратились в один из самых заметных народов на мировой исторической сцене. Плоды интеллектуальной революции, которые столетиями зрели в этом народе, в середине I тыс. до н. э. обрели письменное воплощение в Библии — собрании текстов, сыгравших самую значительную роль в истории цивилизации. Революция, о которой идет речь, обычно ассоциируется с одним из изменений, которые она принесла, — единобожием, принципиально новой религиозной идеей, в той или иной форме продолжившейся в послебиблейском иудаизме, христианстве и исламе.

Именно монотеизм считается главным фактором сходства этих трех религиозных систем, две последние из которых завоевали мир, проложив новые пути развития для большей части человечества. Не столь отчетливо, однако, осознается значение другого, не менее важного достижения этой революции, от которого монотеизм представляется мне едва ли не производной. Речь идет о совершенно новой, особой модели мира, намеченной в отдельных пророческих и других книгах и особенно в первых главах Берешит, Книги Бытия, — модели, которую можно назвать антропоцентричной, или гуманистической, потому что в центре ее впервые стоит человек, Homo sapiens sapiens, как вид, подчеркнуто выделенный из других существ, населяющих как реальный, так и воображаемый мир.

Совершенно новому представлению о едином человечестве, Адаме, соответствует идея единого, объединяющего, общечеловеческого Бога, противопоставленного локальным, разъединяющим человеческий род “богам народов”, безразличным к его единству и особому статусу в мироздании. Только из такой, антропоцентричной, “адамической” картины мира могла развиться современная (европейская, западная, христианская, иудео-христианская, средиземноморская — я намеренно не вдаюсь в дискуссию о терминах) цивилизация с ее декларированными гуманными принципами, правами человека, абсолютной ценностью человеческой личности и т. п.

От древних пророков, мудрецов и учителей этого народа остались две великие книги, Библия и Талмуд(см.1), каждая из которых по-своему и в разной мере продолжает влиять на мировую культуру. За свою долгую историю народ этот пережил древний Египет, Ассирийское, Вавилонское и Персидское царства, Римскую империю, арабские завоевания, походы крестоносцев, инквизицию, изгнание из многих стран Европы, черту оседлости, бескровный геноцид — ограничения на браки, а, значит, и на деторождение — и геноцид кровавый. Он выжил после двух тысяч лет погромов, поборов, унижений, ограничений в правах и преследований — сначала за единобожие со стороны язычников-политеистов, потом за “неправильное единобожие” со стороны учеников и сотоварищей по созданному им монотеизму и, наконец, за “неправильную кровь” со стороны соавторов по созданной совместно цивилизации.

Буквально восстав из пепла после Холокоста, этот народ, птица Феникс человеческой истории, построил свое государство, устоявшее в четырех коротких войнах — и пятой, не прекращающейся более пятидесяти лет, — против стократ превосходящего числом противника. Почти одновременно с практической утратой идиша, языка, на котором в течение целого тысячелетияговорила самая к новейшему времени крупная и культурная часть еврейской диаспоры, он заговорил в этом государстве на давно уже немом иврите. К началу третьего тысячелетия христианской эры и последней четверти шестого тысячелетия по еврейскому летоисчислению Израиль вырос в самое развитое государство на Ближнем Востоке и вошел в число наиболее развитых государств в мире, а еврейские общины почти во всех странах рассеяния стали одними из самых продвинутых и процветающих. Бросающийся в глаза еврейский вклад в науку и культуру двадцатого века несоизмерим с ничтожным процентом еврейского населения в мире.

Весь еврейский исторический путь с его немыслимыми превратностями, потерями и успехами, главный из которых — победоносное выживание вопреки всему, больше просится не в историю, а в мифологию.

И вот в этот, самый, быть может, благополучный — несмотря даже на критическую ситуацию в Израиле и новый всплеск неизбывного антисемитизма в мире — период своей всегда опасной истории евреи оказываются перед жестоким кризисом, по-своему более грозным, чем все предыдущие. Это — кризис идентичности, когда развитие научных и ценностных представлений современной цивилизации входит в противоречие с привычным отождествлением еврейства с иудаизмом как религией и традицией и когда с общим ослаблением антисемитизма, всегдашнего фатального генератора, но и мощного ограничителя еврейской ассимиляции, у многих резко ослабевает мотивация и стимул ощущать себя — а значит, и быть — евреем.

Парадоксальным образом именно еврейство создало ранние предпосылки и внесло весомый вклад в современную реализацию цивилизационных идей, трудно совместимых как с ксенофобией и антисемитизмом, так и с традиционной религиозностью. Кризис идентичности в первую очередь затрагивает евреев диаспоры. Тем не менее не обходит он стороной и Израиль, выражаясь в растущем антагонизме между разными группами населения, когда консолидирующий фактор принадлежности к еврейству все больше отступает перед политическими, культурными и религиозными разногласиями. Объединяет, хотя тоже отнюдь не всех, принадлежность к единому государству, израильский патриотизм, питаемый общей опасностью, однако речь тогда должна идти не столько о еврейской, сколько об израильской идентичности; не исключено, что через какое-то время отношение среднего израильтянина к своему еврейству станет сродни отношению американца итальянского происхождения к Италии или современного грека к древней Элладе.

Кризис идентичности резко усугубляется другим кризисом — демографическим, выражающимся в драматическом падении рождаемости, характерном для сегодняшней западной цивилизации. Добавим к этому рост смешанных браков в той все увеличивающейся “авангардной” группе, в которой личностные ценности становятся более сильной поведенческой мотивацией, чем национальные и религиозные.

Кризис еврейства диаспоры угрожает стать самым феноменальным из еврейских парадоксов — самым “бархатным” геноцидом в истории, видом коллективной эвтаназии, тихой и бескровной, безболезненно растянутой на несколько поколений. Лично никто не пострадает, все произойдет добровольно, винить будет некого. Просто поставится отточие под одной из самых длинных, ярких и так и не прочитанных до выявления всех смыслов страниц в истории человечества — истории евреев.

Можно возразить, что останется Израиль (что тоже не гарантировано), но это, похоже, будет уже другая история.

Анекдот советских времен пятидесятых годов про чемпионат мира по выживанию в моем вольном пересказе — с матчами “Египет — евреи” (куда уже делся древний Египет?), “Вавилон — евреи” (таки найдите мне на карте Вавилон!), “Римская империя — евреи” (ау, империя!), “инквизиция — евреи” (где те инквизиторы?), “Гитлер — евреи” (чем кончил Гитлер?) заканчивается словами: “И тут мы вышли в финал”. Имелся в виду, конечно, финальный матч “Советская власть — евреи”, на победу в котором евреи могли надеяться лишь в контексте анекдота. Но очередное чудо произошло. Евреи выиграли матч и с Советской властью. Только оказалось, что это далеко не финал. Израиль более полувека играет матч с непримиримым арабским миром, а сейчас и с исламским экстремизмом, и конца ему не видно; в диаспоре, похоже, возобновляется матч со все больше поднимающим голову антисемитизмом. Однако финальный матч и в диаспоре, и в Израиле, где внутренняя грызня между разными группами евреев может оказаться для него опаснее, чем конфликт с арабами, евреи, возможно, будут играть сами с собой, и исход его далеко не ясен.

О евреях написано море литературы — самими евреями, объективными и пристрастными нееврейскими авторами, юдофобами. Можно ли, не утонув в этом море, сказать что-то новое?

1 Талмудом я здесь для краткости называю весь корпус раннераввинистической литературы, складывающейся начиная со II в. н. э., в который входят и две версии Талмуда — иерусалимская (II—III вв.) и вавилонская (V—VII вв.); Вавилонский Талмуд считается вершиной этой литературы.

Автор: Александр Милитарев

«Воплощённый миф»

Sunapse » Курс истории России » История и религия
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *