Евреи в период революции и гражданской войны

Демографический и социальный состав еврейского населения России накануне октябрьского переворота 1917 г. Евреи и большевизм в к.1917- нач. 1918 гг. Взаимоотношения евреев с антибольшевистскими силами (сер.1918—1920 гг.) – Деникин, Врангель, Петлюра и пр. Еврейские погромы на Украине в годы гражданской войны. Новая политика большевиков в отношении еврейского населения страны. Массовый переход евреев на сторону революции и большевистского режима в 1919—1920 гг. Социальные и демографические последствия революции и гражданской войны для еврейского населения страны.

В начале 1917 г. в России проживало около 4 млн. евреев, что составляло чуть более 4% ее населения. Значительное еврейское население было оставлено в оккупированной немцами Польше и Прибалтике. Евреи составляли до 1/3 населения городов и местечек бывшей черты оседлости. Характерно, что в силу исторических условий, в которых жили русские евреи в течение предшествовавших октябрьскому перевороту 150 лет, более 70% еврейского населения занимались мелкой торговлей и мелким же ремеслом.

Из этого очевидно, что первичное отношение евреев к новой власти (имеется в виду большинства населения) зависело от отношения этой власти к частному городскому хозяйству. Учитывая, что курс на вытеснение частной промышленности и торговли был взят властью с самого начала, понятно то негативное отношение, которое вызвал в еврейской среде приход большевиков к власти.

Важно понимать, что революционеры, связавшие свою судьбу с большевиками, и имевшие еврейское происхождение, происходили всегда из среды не просто ассимилированных евреев, а добровольно порвавших любую связь с еврейством. Подход дореволюционного большевизма к еврейскому вопросу не оставлял им иного шанса. Что же касается еврейских партий, то только Поалей Цион поддержала большевистский переворот. Не только сионисты, но и еврейские социал-демократы отвернулись от Ленина.

Кроме того, в первое время многие красногвардейцы не брезговали грабежами и насилием. Добавьте к этому еще откровенно атеистическую политику.

Поэтому большинство евреев на первом этапе революции поддержали антибольшевистские силы. Часть из них приняла участие в борьбе с оружием в руках против путчистов, другая – помогала деньгами. Третья – морально поддерживала контрреволюцию.

Среди юнкеров юнкерских училищ и школ прапорщиков, защищавших Временное правительство в Петрограде и Москве, было много евреев. Так, среди защитников Зимнего Дворца – юнкеров Школы прапорщиков инженерных войск встречаются фамилии Гольдман, Шапиро, Шварцман, братья Эпштейн и др.

После победы большевиков в обеих столицах по всей стране стали создаваться различные антибольшевистские центры, руководившие контрреволюционной борьбой. В их создании и деятельности также приняли участие евреи. Например, в ходе первого антибольшевистского восстания в Петрограде 29-30 октября 1917 г., организованного Комитетом спасения родины и революции, погибло более 50 юнкеров-евреев.

Евреи принимали участие в знаменитом Ледовом походе (1-ый Кубанский поход) добровольцев под командованием Л.Г. Корнилова – первом опыте белого добровольческого выступления. Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в к.1917 – нач. 1918 гг.

Еврейская буржуазия Ростова-на-Дону приняла активное участие в финансировании белых казачьих отрядов. Атаману А.Каледину было передано еврейской общиной этого города 800 тыс. руб.

В многочисленных декларациях и заявлениях руководителей Добровольческой армии в то время провозглашалась не только цель движения – «восстановление единой и неделимой России», но и признавалась идея самой широкой автономии составных частей Российского государства. При этом А.И. Деникин, например, неоднократно обращался с призывом к своим командирам «не настраивать одну национальность против другой».

Примерно та же ситуация сложилась в структурах провозглашенной 7 ноября 1917 г. Украинской Народной Республики, объявившей себя независимой от России только 14 января 1918 г. Высшим законодательным органом этого государства стала Центральная Рада (совет), сформировавшая правительство (Генеральный секретариат). И в Центральной раде, и в правительстве активное участие принимали евреи. При этом в Центральную раду они входили по партийному принципу. В Раде заседали представители Бунда, Поалей Цион, Демократического Еврейского Объединения и сионисты.

Более того, в Генеральном секретариате было создано министерство (комиссия) по еврейским делам. Евреи возглавляли это министерство (М.Зильберфорб), а также в их руках находился пост генерального контролера (члены Бунда М.Рафес и А.Золотарев).

В Третьем универсале Центральной рады, провозглашавшем УНР, говорилось о предоставлении национальным меньшинствам, в т.ч. и евреям, «национально-персональной автономии». 9 января 1918 г. был принят закон о национально-персональной автономии, ставший в 1991 г. прообразом современного закона Украины о национальных меньшинствах.

Этот законопроект был подготовлен еще в 1917 г. еврейской комиссией под руководством М.Зильберфарба. Можно ответственно констатировать, что это был наиболее демократичный, учитывающий все интересы евреев автономистский закон, когда-либо принимавшийся на территории бывшей Российской империи.

Однако, Центральная рада, также как и Государственный секретариат представляли собой самое разное сочетание политических сил. Например, рядом с министрами-евреями заседал секретарь (министр) по военным делам С.В. Петлюра, «прославившийся» в дальнейшем самыми страшными в ходе гражданской войны еврейскими погромами.

Отношение и белогвардейцев, и правительства Центральной рады к евреям стало меняться в период весны-осени 1918 г. В целом можно выделить несколько общих и основных причин такой перемены в подходах:

Широкое представительство евреев в руководстве партийных, советских и карательных (ВЧК) органов большевиков, которое привело к всеобщему распространению мнения о том, что все большевики – евреи и наоборот.

Фактическое начало большевиками красного террора и активного применения на практике политики «военного коммунизма» (продразверстка и пр.), в реализации которых деятельное участие принимали комиссары – евреи.

Слабость власти антибольшевистских сил на местах (никто из руководства этих сил не призывал к погромам, более того, евреи входили в правительства этих сил, но де-факто они не могли повлиять на широкие массы).

Деятельность православных религиозных институтов на территориях, неподконтрольных красным, а также деникинского пропагандистского органа – ОСВАГ (осведомительское агентство), которые объявили все еврейское население России большевистским и призвали к крестовому походу против евреев – подзаголовок одной из деникинских газет «В Москву»: «Возьми хворостину, гони жида в Палестину».

Традиционное широкое распространение ксенофобии среди сил контрреволюции, считавших большевиков – продуктом зарубежного происхождения (Ленин – германский шпион и т.д.) и, как следствие, широкое распространение антисемитских предрассудков, всегда существовавших в высших слоях российского общества.

Стремление деклассированных элементов, в том числе в составе вооруженных сил, противостоящих большевикам, использовать безвластие и общую антиеврейскую истерию для организации еврейских погромов, с целью грабежа.

Sunapse » Курс истории России » История и религия
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *