Евреи СССР в 20-е гг. Еврейская политика коммунистической партии в еврейском вопросе. Деятельность Евсекции

Изменения социального состава еврейского населения страны после революции и гражданской войны. Объективные предпосылки перехода значительной части евреев в категорию «лишенцев». Еврейский комиссариат, Евсекция, ОЗЕТ, КОМЗЕТ, деятельность иностранных еврейских благотворительных организаций в СССР в 20-30-е гг. Расцвет еврейской культуры на языке идиш. Преследования ивритской культуры. Положение еврейской религии в СССР в 20-е гг.

Как уже указывалось в предыдущей лекции, еврейские массы оказались в результате революции в крайне тяжелом положении. С одной стороны в эти годы было зафиксировано 1520 погромов и около 1 млн. евреев стало беженцами.

С другой стороны, изменение социального уклада жизни страны с приходом Советской власти в огромной степени сказалось на еврейском населении.

Как известно, до революции евреи были заняты преимущественно в мелкой торговле и кустарной промышленности. Согласно переписи населения 1897 г. торговлей занималось ок. 40% самодеятельного еврейского населения, а всего евреи составляли более 70% всех занятых во внутренней российской торговле.

С введением военных методов хозяйствования, сопровождавшихся фактическим запрещением свободного товарообмена, эта громадная категория населения фактически осталась без работы. Положение усугублялось тем, что, спасаясь от погромов в годы гражданской войны, тысячи еврейских семей перебрались в города (нееврейское население наоборот уезжало в деревни – ок. 5 млн.), где царила ужасающая нищета, безработица и разруха. Многие, кто пытался создать частное городское хозяйство, в основном торгового или мелкопромышленного характера, объявлялись новым режимом эксплуататорами, к которым применялись различные меры «революционной защиты». Эти меры были различны: от конфискации орудий производства у ремесленников и товара у торговцев, огульно названных «спекулянтами», до высшей меры – расстрела.

Все эти меры сопровождались лишением политических прав, Евреев лишали прав также, как «кулаков», бывших дворян, предпринимателей и вообще всех т.н. «деклассированных».

«Лишенцы» лишались не только права избирать и быть избранными в советы – органы власти в Советской России, но и лишались автоматически многих гражданских прав. Например, они вынуждены были платить за все коммунальные услуги в несколько раз больше, чем все прочие граждане. Им запрещалось состоять в профсоюзах, а только члены профсоюза могли претендовать на бесплатную медицинскую помощь. Детей «лишенцев» в самую последнюю очередь принимали в школы. Их не брали в ВУЗы. Более того, новое общество очень быстро превратилось в сословное, только с обратным знаком. Причем переход из одного сословия в другое, в отличие от царской власти, был практически невозможен. «Лишенца» не могли принять рабочим на фабрику, не только они, но их дети не могли быть зарегистрированы на биржах труда.

Таких «лишенцев» среди еврейского трудоспособного населения было в нач. 20-х гг. около 30%.

В результате таких изменений социальной картины еврейского общества многие пополнили ряды совслужащих, увеличился количественный состав еврейского рабочего класса. Но возникла огромная масса безработных — особенно среди молодежи и «лишенцев».

Таким образом, борьба Советской власти с частным хозяйством и его представителями в значительной мере была борьбой против еврейского населения.

С введением НЭПа в 1921 г. положение на короткое время изменилось. Прежнее мещанство бросилось в кустарные промыслы и мелкую торговлю. Однако всякое предпринимательство под коммунистической властью, при отсутствии достаточных гарантий личности и собственности было исключительно делом личной энергии, ловкости, оборотливости и сопряжено с немалыми опасностями.

Представители старого класса капиталистов, волею судеб оставшиеся в России, привыкли работать в условиях известного правопорядка. Они были не в состоянии ориентироваться в новых, неимоверно тяжелых условиях.

Немногочисленная новая буржуазия должна была сложиться из общественных низов, привыкших и ранее работать в сравнительно неблагоприятных правовых условиях. В силу такой специфики представителями нового класса предпринимателей стали, прежде всего, евреи, которым и до революции приходилось существовать в условиях драконовских ограничений.

В программу НЭПа, по Ленину, входило примирение с частным хозяйством «всерьез и надолго». Но это обещание не было выполнено. Борьба с частным хозяйством, особенно в городах (борьба с ним в деревне вела к голоду, что и имело место в 1921-22 гг.), прошло «красной нитью» через всю историю НЭПа.

Относительное значение частного сектора в экономике, довольно ощутимое в первые годы новой политики (1922-25 гг.) в дальнейшем постоянно шло на убыль и в 1927-29 гг. практически привело свертыванию новых начинаний.

Однако 20-е гг. в целом были весьма неоднозначным периодом в истории евреев.

Евреи-торговцы заняли ведущие позиции в частной торговле страны (в Белоруссии к 1926 г. они составляли, например, 90% от общего числа частных торговцев).

При этом евреи были полностью уравнены в правах с остальным населением страны. Если не учитывать, общего давления коммунистической идеологии и преследования в результате этого еврейской религии, сионизма и языка иврит (как реакционного сионистского языка), евреи ощущали даже расцвет своей культуры на языке идиш, который реально был единственным разговорным языком советских евреев.

В соответствии с еще ленинской установкой 1918 г. их с удовольствием брали на государственную службу. «Социально близкие» могли рассчитывать на блестящую карьеру в партийных органах, Красной Армии и органах ВЧК-ОГПУ.

Однако, говоря о жизни евреев в Советской России в 20-е годы нельзя не сказать о той колоссальной роли, которую играла здесь деятельность Евсекции РКП(б) -ВКП(б). Это было весьма специфическое учреждение, созданное в рамках партии для работы с евреями (так же как существовали и другие секции для работы с другими национальными меньшинствами). Они состояли из представителей данных национальных меньшинств.

В Евсекции это были старые большевики еврейской национальности, а также бывшие члены Поалей Цион, Бунда и других еврейских социалистических партий, во время порвавших с ними.

Как указывалось в прошлой лекции, первые Евсекции возникли еще в 1918 г. Их основной задачей была советизация еврейского населения страны. На этом многотрудном пути, «евсеков» ждали большие трудности:

Во-первых, еврейское население в своей массе стояло совершенно в стороне от революционного движения.

Во-вторых, безработные составляли до 30% всего еврейского населения, часть из них становилось с введением НЭПа мелкими кустарями и торговцами. Большинство из них было еще и до НЭПа вовлечено в «черный рынок» – например, ночной кустарный промысел.

В-третьих, евреи с энтузиазмом восприняли введение НЭПа, поскольку это позволяло вернуться к прежнему виду деятельности (т.о. они еще больше, с точки зрения Евсекции, отдалялись от пролетариата и трудового крестьянства).

В-четвертых, именно Евсекции было поручено партией осуществлять борьбу с сионизмом как буржуазной идеологией в еврейской среде, а также с иудаизмом – в рамках общей борьбы с религией, которая проводилась компартией в отношении всех религий вообще.

В-пятых, в рамках борьбы с сионизмом, остатками нераскаявшихся бундовцев и иудаизмом приходилось бороться с ивритской культурой, а также с иешивами и хедерами, сеть которых была до революции самой разветвленной в Европе.

Учитывая, что деятельность никаких других политических еврейских организаций в местечках была невозможной, Евсекция вскоре превратилась в единственный влиятельный фактор внутренней жизни еврейской общины. Формально, партия в этот период не вмешивалась в еврейские дела, хотя на деле часто выходило наоборот.

Надо сказать, что представители Евсекции подошли к решению своих задач довольно творчески, но со свойственной коммунистам прямотой и максимализмом. Их деятельность развивалась по следующим направлениям:

Коммунистическая пропаганда в местечках. Контроль за еврейской прессой.

Противодействие нэпманизации еврейского населения.

Создание условий для перехода еврейской массы к сельскохозяйственному труду.

Преследование сионистов, изъятие из библиотек книг на иврите, закрытие ивритских театров, запрет на преподавание языка иврит.

Преследование религиозных деятелей иудаизма, закрытие иешив и хедеров.

Sunapse » Курс истории России » История и религия
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *