Веер версий: правда, ложь, факты, легенды?

Как ни странно, тема монголо-татарского нашествия и последующих отношений Руси и Орды, несмотря на обилие исследований и авторитет исследователей, до сих пор остается нерасшифрованной записью из “черного ящика” истории. Факты, даты, имена упоминаются у всех авторов одни и те же. А вот трактовки событий раскинулись веером на сто восемьдесят градусов. Где правда, ложь, факты, легенды?

Одна крайняя версия известна всем нам со школьных лет, с первых уроков российской истории. Спросите любого и вы услышите про “триста лет татаро-монгольского ига”. Уже число триста — преувеличение: Батый пришел в 1237 году, Ахмат ушел в 1480 году. Получается 243 года. Что было в течение этих лет? Завоевание татаро-монголами большей части русских земель, разгром княжеских дружин, разорение и сожжение городов, закабаление народа и подчинение всех сторон жизни интересам завоевателей. Такая трактовка считалась официальной — еще бы, сам К. Маркс писал об иге, которое “не только давило, но и иссушало душу народа”. Версия “железобетонная”, подкреплена авторитетом виднейших историков — русских и советских: С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, В.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина, В.В. Каргалова, В.Т. Пашуто, В.Л. Янина и других.

На другом, противоположном краю версия, изложенная в книгах Г. В. Носовского и А.Т. Фоменко. Академик РАН, доктор физико-математических наук А.Т. Фоменко в интервью московским газетам сказал, что, по его мнению, никакие татары и монголы на Русь вообще не приходили. Татары на Руси были всегда, как и русские жили среди татар. “И никакого татаро-монгольского ига, повидимому, не было. Древнерусское государство представляется нам единой империей (русско-татарской. — Н.Д.), внутри которой было сословие профессиональных военных (орда) и гражданские люди. Верховным правителем являлся полководец — хан. Так называемые “татарские набеги” были просто походами в те русские области, которые отказывались платить дань (точнее, налог на содержание войска. — Н.Д.)”. Вот так: то — триста лет, а то — вообще ноль!

Историки С. Валянский и Д. Калюжный утверждают, что и вообще вся история — не что иное, как одна из множества версий, по какой-то причине (большинством голосов? по указу?) принятая за истину.

Между этими двумя крайними положениями целый спектр мнений. “Иго было, но не такое тяжкое”, “Было тяжкое, но не так долго”, “Было всего сто тридцать лет”, “Было, но всего 26 лет”., “Иго было, но не татарское”, “Было, но не монгольское”, “И вообще не ордынское, а княжеское”, “Иго — не только зло, но и благо”, “Больше зло, чем благо”, “Больше благо, чем зло”, “Это было не иго, а союз”, “Не союз, а конфедерация”, и т.д. и т.п. и др. и пр. В той или иной мере такие и подобные им линии спектра можно разглядеть в трудах Н.И. Костомарова, Ф.И. Леонтьева, В.О. Ключевского, Г.В. Вернадского, А.Н. Насонова, Л. Н. Гумилева, А.М. Панченко, в художественных произведениях А.К. Югова, С.Н. Маркова, Д.М. Балашова.

Так где же истина? Было иго или не было? И если было, то двести сорок лет или двадцать шесть? И чье оно было — иноземное или свое, родное, государственное, только при поддержке иноземных сил? “Чужих сильнее боятся!” Это испытанная практика всех правителей нанимать чужаков для поддержки своего величества. Русь тоже не исключение — кого только не использовали власти против своего народа: варягов, половцев, черных клобуков, немцев, поляков, латышей или “снайперов без опознавательных знаков”. Для устрашения недовольных данью, налогами, конституцией, просто на всякий случай...

ДАТЫ И ФАКТЫ Прежде чем заниматься толкованиями, рассмотрим их предмет. Иными словами, попробуем выявить ту основу, которая у большинства авторов сомнений не вызывает. Не будем влезать в монографии и невостребованные диссертации — это дело профессионалов. Полистаем самые доступные книги по истории, причем только те, в которых однозначно утверждается: иго было. Выберем три: достаточно популярную, но совершенно серьезную работу академика РАН В.В. Каргалова “Конец ордынского ига” (М., Наука, 1980), “Обзор русской истории” американского автора С.Г. Пушкарева (1987) и учебник для педвузов “История СССР” Н.И. Павленко, В.Б. Кобрина и В.А. Федорова (1989). По большинству положений позиции авторов совпадают. Остановимся на некоторых из них.

1223 год. У южных границ Руси появляются неведомые доселе татаро-монголы и нападают на половцев. Половцы, терпя поражения, обращаются к русским за помощью. В битве на Калке половецкие и союзные им русские войска разбиты. Пришельцы возвращаются в свои степи.

1237 год. Поход Батыя. 1237 — 1240 годы. Завоевание половецких владений, Волжской Булгарии, мордовских княжеств, буртас, алан (осетин), набеги на русские города, разорение Рязани, Владимира, Торжка.

1241 год — взятие Чернигова, разорение Киева.

1243 год — основание Золотой Орды. Батый в Сарае вручает ярлык на великое княжение Владимирское Ярославу. После смерти Ярослава ярлык получает его сын Александр Невский.

Итак, примем за начало ига дату официального акта — вручение ярлыка на великое княжение. По мнению авторов, это означало, что Русь становится вассальной по отношению к Орде и обязана теперь платить дань — “ордынский выход”. С целью установления размеров “выхода” ордынские власти посылали в подчиненные земли “численников” для проведения переписи населения. Сбором дани занимались баскаки — ордынские чиновники, осуществлявшие также контроль за деятельностью князей и набор пополнения для ордынских войск.

Отношения между Ордой и княжествами сложные — конфликты сменяются периодами мира и дружбы. Княжеские дружины участвуют в ордынской междоусобице, ордынские — в русской. Ханы бьют “друг друга и брат брата” с помощью русских, князья же, в свою очередь, “наводят татар” тоже “друг на друга и брат на брата”. Ордынцы с помощью русских завоевали Кавказ, а русские при поддержке Орды защищали свои пределы от Литвы и Тевтонского ордена. Так было, например, в 1268 году. Главные враги Руси немецкие крестоносцы (восточный форпост Ватикана, организатора крестовых походов против православного мира) в союзе с датчанами двинулись на Псков и Новгород. В сражении под Раковоров (Раквере) русские нанесли противнику серьезное поражение. Отступив, крестоносцы призвали на помощь силы европейского рыцарства (прообраз НАТО) и снова пошли на Новгород. На помощь новгородцам явился отряд легкой ордынской конницы в 500 всадников. Услыхав о прибытии татар и даже не выяснив их численности, крестоносцы запросили мира, согласились на все условия и спешно удалились, надолго отложив “Дранг нах Остен”, “зело бо бояхуся имени татарского”.

Из этих же работ следует, что с 1262 года сбором дани занимались уже не баскаки, а сами князья. С 1260-х годов отмечается все более интенсивная “диффузия” — с одной стороны, переход ордынских военачальников разных уровней вместе со своими отрядами на службу к русским князьям, а с другой стороны — в ордынском войске все большее место занимают воины из завоеванных народов — в первую очередь половцы, в меньшей степени булгары, буртасы, мордва, русские... В 1300-х годах ордынские отряды активно пополняются наемниками из генуэзцев, немцев, “лиц кавказской национальности”, литовцев. Представление о “татарах” у разных современников становится неоднородным и разноречивым.

Постоянное общение и частые совместные боевые действия способствовали и взаимному русско-ордынскому влиянию. Прежде всего в военном отношении. В XIV веке московские князья постепенно реформировали свои вооруженные силы, позаимствовав у ордынцев легкие круглые щиты, сабли вместо тяжелых мечей, длинные копья “таранного” действия, метательные дротики, волосяные арканы. Ордынские воины высоко оценили русские стальные шлемы-“шишаки”, кольчуги, засапожные ножи и боевые топоры. Постепенно вооружение московского войска стало превосходить ордынское. Тяжелая кавалерия западного образца долго оставалась лишь в Новгороде. Боеспособность московского войска повысилась настолько, что в 1456 году отряд из 200 московских конников одержал победу над пятитысячным новгородским соединением!

Попытка узурпации власти в Золотой Орде темником (“комдивом”) Мамаем, не имевшим родства с Чингизидами и, следовательно, права на ордынский престол, дала повод для открытого выступления против него Московского князя Дмитрия Ивановича, завершившегося в 1380 году Куликовской битвой, бегством Мамая в Крым и гибелью его от рук союзников-генуэзцев. В последующие годы зависимость Москвы от Орды ослабевает настолько, что ханы уже не требуют, а просят дани. И не получают ее. Так, Едигей, долго и слезливо выклянчивая у Василия I Дмитриевича дань и прежнее уважение к послам и повелителю Орды, но ничего не добившись, пошел на Москву, однако после безуспешной месячной осады отступил. Срывая зло, он прошел грабительскими наездами по окрестностям и удалился восвояси. Концом ига в рассматриваемых источниках считается год “стояния на Угре” — 1480-й.

Sunapse » Курс истории России » Исторические статьи и публикации по истории России
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *